Финляндия, о-в Манcинсаари. (Слева направо): Дмитрий Дмитриевич, его жена Мария Георгиевна (урожд. Стрельникова), Анна Ивановна Стрельникова, у нее на коленях внук Костя Шмарин, Клавдия Георгиевна, священник Петр Шмарин, его сын Павел (стоит перед ним), Николай Георгиевич Стрельников, Коля Шмарин, на полу сидят Мария (слева) и Клавдия Шмарины |
Пирс Манcинсаари длиной 1140 метров, Манcинсаари на заднем плане
Православная церковь в деревне Пелтойнен
Первоначально церковь была построена в Кирккойоки в Салми в 1786 году, откуда в 1875 году она была перенесена в деревню Пелтойнен на Мансинсаари и открыта 14 сентября 1879 года.
Церковь Манцинсаари изначально располагалась в деревне Кирккойоки Салми. Эта церковь, посвященная памяти Крещения Господня, была построена в 1786 году. Уже в начале XIX века церковь пришла в запустение. Поэтому в 1839 году Духовное управление приказало снести церковь. Ведь в 1824 году на берегу реки Тулемайоки в Салми была построена новая каменная церковь. Однако прихожане не снесли церковь, а в 1866 году церковь отремонтировали. Смету составил архитектор Выборгского уезда Вильгельм фон Карм. В конце 1874 года приход обратился за разрешением к Духовному управлению, Выборгскому уездному управлению и финансовому отделу Сената на перенос отреставрированной церкви в деревню Пелтойнен на Мансинсаари. Сенат своим решением от 20 января 1875 года одобрил передачу. Духовное управление также дало положительное заявление. Михаил Васильев Козлов пообещал безвозмездно передать церкви участок земли № 11 длиной 10 сажен и шириной 4 сажени.
Перенос и строительство оплатили жители Мансинсаари. Церковь была открыта 14 сентября 1879 года и освящена в память воздвижения Честного и Животворящего Креста Христова. Размер церкви составлял 22 х 8,25 х 8 м. Стены были сложены из бревен и обшиты досками, крыша сверху покрыта черепицей, церковь отапливалась четырьмя печами.
В 1883 году алтарь пришлось отремонтировать. Подвесной потолок был заколочен и выкрашен в белый цвет. Половицы были обновлены и выкрашены в желтый цвет. На территории церкви также были проведены работы по обновлению ограды. Вокруг церкви еще в прошлом году был возведен деревянный забор. В 1883 году ворота ограды покрасили в зеленый цвет. Сам забор был жёлтым. В 1888 г. были перекрашены наружные стены церкви и колокольня.
В 1909 г. обновлены печи. В связи с этим же ремонтом были облицованы внутренние стены церковного зала. Ремонт проводился на средства прихожан, что привело к спору с жителями деревни Тёмпяйнен. Церковный священник Никитинский потребовал, чтобы средства часовни Тёмпяйнен были использованы на ремонт церкви. Жители деревни отказались передать средства, поскольку собственная деревенская часовня также нуждалась в ремонте. Новая колокольня была построена в 1928 году. На башне было девять колоколов, подаренных Павлом Щукиным, самый большой из которых весил 1250 кг. Часы были отлиты в Санкт-Петербурге на заводе Орлова. Первоначально церковь имела черепичную крышу, но 1 сентября 1929 года приходское собрание решило сменить жестяную крышу.
Окна церкви 1930-х годов не были оригинальными. Обновление окон церкви могло произойти либо в связи с ремонтом 1909 года, когда обновлялась внутренняя облицовка, потому что неоднократно обновление окон происходило в связи с облицовкой стен. Окна, вероятно, были обновлены только в конце 1920-х годов, поскольку они были точно такими же, как окна, установленные в часовне Оритселькя после 1926 года. Однако в протоколах приходских собраний о обновлении окон не упоминается. О перекраске фасада церкви в 190-х годах также не упоминается, но более чем вероятно, что стены церкви были перекрашены после ремонта колокольни в 1928 году, а также была покрашена жестяная крыша, так как крыша в 1929 году покрытие было заменено с черепицы на жесть. Наружные стены церкви были выкрашены в белый цвет, декоративная лепнина — в зеленый цвет, жестяная крыша — в черный цвет, купола с крестами — позолочены.
От церкви до кладбища было около 2 км. Кладбище располагалось в Воланмяки, на холме песчаной гряды. Рядом с ним пролегала дорога. Площадь кладбища площадью два гектара была окружена деревянной оградой с деревянными воротами, украшенными арочной аркой. Никаких документов об основании кладбища обнаружено не было. История заселения деревни Пелтойнен и Мансинсаари в целом восходит к доисторическим временам. Жилые дома на острове имелись уже много лет. В этих местах была найдена могила эпохи викингов. В Мансинсаари было несколько жертвенных захоронений и кладбищ доисторических времен, а также кладбищ и часовен христианской эпохи. Например, примерно в 1,2 км к востоку от церкви в Райтасаари находилось старая часовня и кладбище, от которого в 1930-е годы не осталось никаких видимых следов. Место доисторического жертвоприношения находилось в Пейпосенкюля. В исторические времена на этом месте от Валаамского монастыря был установлен каменный крест – крест покровителя мореплавателей Святого Николая. Примерно в 1,5 км к востоку-юго-востоку от кладбища в деревне Саукканен находилось также «древнее» христианское кладбище. В 1930-е годы здесь было несколько старых елей, под которыми можно было различить остатки замшелых деревянных крестов.
Источник:Timo Lehtonen: Karjalan kadonneet kirkot ja tsasounat ISBN 978-952-94-5557-7
1937 г.
1930-е
Антиминс на котором служил Петр Шмарин
Внутри церкви 1930-е или 1940-е
Финляндская газета № 18 05.02.1916
Финляндская газета № 167 18.08.1915
Карта с расположением церкви и часовен в деревне Пелтойнен
Празднование пятидесятилетия церкви, 1929 год.
Эта статья была найдена в архивах Национальной библиотеки, первоначально статья была опубликована в журнале Aamun Koito № 17 от 5 сентября 1929 года.
Церкви Мансинсаари 50 лет.
На северо-восточной стороне вод Ладоги, недалеко от берегов Салми, Мансинсаари низко и долго стоит на поверхности моря, и на холмистом и преимущественно сером фоне острова маленькая, скромная деревянная церковь выделяется белым цветом на фоне моря, неба.
Однажды дождливым, серым и холодным осенним утром я гулял по этому острову. На море бушевал шторм, и в воздухе, на темном небе, тучи тяжелые, свинцового цвета, безумно толкаясь и кружась, бежали к югу. С берега, сквозь гудящий и голый лес, доносился тяжелый шум ревущих волн, напоминающий мучительный стон какого-то гигантского чудовища.
Холодный ветер, как порыв, прошел по острову, завывая и сердито насвистывая. Деревья беспомощно махали ветвями, словно ища поддержки друг у друга в этой общей беде. Я чувствовал себя таким изолированным, холодным и даже небезопасным.Скорее, мне хотелось уйти куда-нибудь в спокойное и теплое место, где нет штормов и ветров.
Вдруг среди этих бушующих, беспокойных и злых звуков природы послышался звон церковных колоколов. Иногда оно звучало сильнее, иногда слабее, но уверенно и спокойно.
Среди злых, холодных и земных звуков бури звон колоколов казался небесным. Колокола звонили мирно среди окружающего волнения, они возвещали нечто верное и вечное, чего не в силах подавить земное и временное.
И в этом странном сочетании двух родов голосов мне стал ясен нетленно драгоценный смысл Домов Господних среди беспокойства и суеты будничной жизни.
Стало ясно, что дом Господень — это то место, почти единственное место в мире, куда мы можем укрыться от бурь внешней жизни, это единственное место, где среди гневных и страстных голосов партийной борьбы и человеческие раздоры, голоса мира и надежды будут вечно звучать; горит огонь любви, движутся добрые духи и святые силы Царства Божия.
В этом странном соревновании двух голосов в бурное утро мне стало ясно, как небесное и вечное может вырвать холодную душу из объятий бури времени, поднять ее над звуками мира, к высоте и призвать на служение вечному Богу.
Дом Господень показался мне тогда единственным местом, куда мы, будучи угнетенными, можем спастись, где мы можем найти мир и покой для своей души
_____________
_____________
В нижнем левом углу продолжение статьи на день Успения Богородицы не имеет отношения к Мантсинсаари.
Каждый дом Господень является таким местом. Для жителей Манцинсаари таким местом вот уже 50 лет является их маленькая, простая и скромная церковь. Раньше бедным жителям Мансинсаари, когда им требовалась помощь священников или чтобы принять участие в общих молитвах общины, приходилось отправляться в Салми, находящийся в 15 километрах по морю. Это было сложно, но совершенно невозможно при слабом льду осенью и весной. Поэтому неудивительно, что у жителей острова возникла идея обзавестись собственной церковью и духовенством. И когда набралось достаточно веры в помощь Божию, а также жертвенного ума и доброй воли, эта идея наконец осуществилась, и одинокий, забытый остров обрел свою церковь и духовенство. Церковь была построена и освящена в 1879 году и посвящена господину П. в память о Кресте.(Воздвижения Честного и Животворящего Креста Христова,пер.)
Описывая другие церкви, можно было бы много написать об их величии, величавости, замечательных росписях, драгоценных предметах. Церковь Мансинсаари ничем не примечательна и не блестяща; напротив, он очень простой, деревянный, покрытый двускатной крышей. Здесь нет дорогих религиозных облачений, нет картин и предметов, привлекающих внимание и примечательных в археологическом или художественном отношении. В нем все просто и скромно.
И в этой простоте и скромности заключается красота и очарование церкви Мансинсаари. В этом простом и бедном храме Господнем в течение последних 50 лет собирались по праздникам и собираются до сих пор только простые деревенские люди; небольшие семьи, моряки, рыбаки и рабочие, ремесленники и скромные деревенские женщины.
В этом простом доме Господнем простыми словами и простыми сердцами славят Бога. На протяжении 50 лет жители острова несли в это святое место свои радости и горести, а также искали покоя и освежения в тяжелой жизненной борьбе и жизненных бурях для своих утомленных сердец. Когда приход Мансинсаари отмечает 50-летие своего храма, поздравляя жителей острова с великим днем, мы надеемся, что эта скромная церковь будет стоять здесь еще долго-долго, напоминая всем посреди времен о том, что само по себе является необходимо, и, подняв свой крест к небу, она будет продолжать звать в мире мечтательные и бурные души на высоту, в невидимое царство вечного мира и вечного спасения.
Отмечая 50-летие церкви Манцинсаари, мы должны сказать хотя бы слово о священнослужителях, служивших в указанной церкви в указанное время:
В 1882-1886 годах первым священником острова был назначен диакон Салмийской церкви Иван Окулов.
Этот священник, родившийся в Салми, знал язык народа. При нем был организован выдача жалованья духовенству. На приходском собрании 22.12. 1883 году было решено платить духовенству 31 бочонок, 8 бушелей ржи и по фунту сливочного масла от каждой коровы. Лоисваки работал три дня». Кроме того, из разных церковных постановлений было принято следующее:
налог: 3 рубля за погребение хозяина или хозяйки дома. 1 рубль за захоронение паразита. За инициацию 2 рубля 50 копеек. 40 копеек за крещение ребенка. 30 копеек за похороны ребенка. Об исповедании грехов и покаянии 3 коп. Кроме того, духовное правительство направило в качестве гранта 1543 финских марок.
Леонид Стефанов 1886—1890.
Как свидетельствует его резюме, он также знал финский язык. При нем по указу императора Александра II 13 февраля Мансинсаари был объявлен самостоятельным приходом. 1889. Тем же указом было предписано новое жалованье от прихода для духовенства: 600 рублей священнику и 300 рублей в год, а также было приказано построить квартиры духовенству.
Георгий Певцов 1890—1903.
При этом священнике были достроены апартаменты духовенства. При нем помимо приходской школы, основанной в 1875 г., В 1898 году была открыта еще одна детская школа.
Александр Логиневский 1903—1907.
В 1904 году был избран приходской совет, который с тех пор работает регулярно. Затем в практику вводятся и законные приходские собрания.
Владимир Никитинский 1907—1910.
Несмотря на сравнительно непродолжительное время своего пребывания на острове, он оставил прихожанам красивую и добрую память. Когда на острове не было никакой медицинской помощи, священник, владевший небольшой аптекой, бесплатно раздавал больным как лекарства, так и необходимые советы по их применению и общему медицинскому уходу. Церковь была очень бедна церковными предметами. Этот викарий, любя красоту дома Господня, примчал в Петербург и вскоре церковь Мансинсаари получила большие дары; мы получили хорошие святые образы, богослужебные облачения, даже полную коллекцию хороших, тихо звучащих церковных колоколов. По рассказам людей, этот викарий иногда читал лекции на финском языке.
Петр Шмарин 1910—1916.
На заседании приходского совета было решено включить русский язык в программу как необходимый предмет в обеих детских школах. 1911.
Николай Енальский 1916—1918.
Поначалу в церковно-спящую жизнь прихода Манцинсаари начало проникать время реформ и новых течений. В мае 1917 г. на приходском собрании был поднят вопрос о внедрении финноязычного богослужения, но из-за разногласий решение принято не было. В июне того же года приходское собрание приняло решение придерживаться старого календаря в отношении праздников. Но уже в том же году, в декабре, собрание общины решило ввести богослужения на родном языке, а также перейти на новый календарь во время праздников.
Лаврентий Певцов 1920—1922.
Этот священник был первым, кто стал приходским викарием на основе законных выборов. Начала функционировать христианская школа.
Александр Якубов как временный 1922—1923 гг.
Владимир Певцов 1923—1925.
Проповеди на финском языке станут регулярными, равно как и деревенские номера и молитвы. Илья Коцетов как временный 1925—1929 гг. Церковное пение развивается быстро. Давайте создадим хор под руководством пастора. Мы проводим духовные вечера.
В этот период работали: Николай Сотиков 1882—1892. Николай Добровольский 1892—1912. Тихон Цередников 1912—1913. Петр Николаев 1913—1915. Иван Соколов 1915—1917. Николай Ефимов как временный 1918. Михаил Саосерский 1919—1920. Николай Сотиков 1920—.
Старостами церкви были: Павел Щукин 1882–1908; Иван Паари 1908—1918; Федор Щукин 1918–1921; Андрей Йормалайнен 1921—. М. Михайлов. |
Часовня в Оритселькя
Молитвенная комната Оритселькя была посвящена памяти святого священномученика Власия (Валасси, Власа). Размер здания составлял 4 х 8 м. Стены были сделаны из бревен, а крыша — из черепицы. Молитвенная комната в деревне существовала еще в 1897 году. Датой постройки молельной комнаты является 1910 год, то есть, вероятно, год ремонта часовни. На фотографиях, сделанных в 1914-1916 годах, отчетливо видно, что торец притвора был в лучшем состоянии, чем остальная часть здания, вертикальная обшивка была аккуратной и правильной.
Внутреннее помещение, то есть церковный зал, и притвор такой же высоты были более древними. Наружные стены были обшиты вертикальными досками и были прямыми, без изгибов. Окно во внутренней комнате было больше, чем в башне в притворе, где было небольшое, видимо оригинальное, четырехстворчатое окно. Окно, вероятно, было увеличено во время более поздней пристройки (1910 г.), поскольку проем был того же размера, что и оконные проемы в западной стене нового вестибюля. На крыше притвора располагалась восьмиугольная колокольня с шатровой крышей и фигурным фронтоном. Кривых стен в башне тоже не было. На восточном и западном концах крыши был крест. На крыше церковного зала красовались луковица и крест. Между крестами проходил зигзагообразный конек. На более поздних фотографиях видно, что после снятия обшивки стены и возвышающийся притвор, и церковный зал были построены одновременно, а бревна стены были приклепаны к короткому углу.
Таким образом, первоначально часовня должна была быть построена в начале XIX века, возможно, ближе к середине XIX века. Новый притвор, возможно, был построен в 1910 году. Судя по всему, тогда же была снесена и стена между внутренним помещением и бывшим притвором, так как окно во внутреннем помещении было увеличено для света. Вход был сделан с северной стороны нового притвора. Часовня была капитально отремонтирована после 1926 года. Сохранился новый притвор с вертикальными досками.
Вход перенесен в западный конец. Перед дверью сделали лестницу. Старую колокольню снесли. На месте притвора была построена новая колокольня с квадратным основанием. Открытая колокольная платформа была окружена масштабными перилами. Пирамидальную крышу поддерживали угловые столбы. С восточной и западной стороны угловых столбов имелась перекладина, возможно, для подвешивания колоколов. подобные перекладины были также на южной и северной сторонах крыши. На крыше были луковица и крест.
Вертикальная обшивка церковного зала была снята. Резная бревенчатая стена осталась открытой. Два окна на обеих боковых стенах были увеличены. Окна имели Т-образную форму и имели несколько дополнительных поперечных сечений. Рамы были выкрашены в белый цвет. Окна были такие же, как в церкви Мансинсаари. Старую черепичную крышу снесли вместе со старой башней. Крыша была обновлена и покрыта новой черепицей. Луковица с крестами на центральной крыше и концевой крест на западном торце были удалены, крест на восточном торце остался.
Источник: Timo Lehtonen: Karjalan kadonneet kirkot ja tsasounat ISBN 978-952-94-5557-7
Карта с расположением часовни в Оритселькя
Кладбищенская часовня пророка Ильи в деревне Тёмпяйнен
Молитвенная комната часовни была посвящена памяти святого пророка Илии и великомученика Георгия. Размер часовни с бревенчатыми стенами и черепичной крышей составлял 6 х 10 м. «Никто не знает возраста святыни. Это было центральное святое место салмийцев на протяжении многих веков, начиная с древних времен». В старых налоговых списках деревня Тёмпяйнен фигурирует впервые в 1794 г. Однако в документах XVII века на этом же месте находилась деревня под названием Сельгапяя.
На фотографиях, сделанных около 1907 года, западный конец каркасного помещения с прямыми стенами имел в основании восьмиугольную колокольню, нижняя часть которой имела слегка расширенные кверху вертикальные дощатые стены. Платформу колокола окружали восемь профилированных колонн с балюстрадами между ними. Крышу украшали коньковыми, фронтонными и карнизными досками. Вход закрывала открытая крытая веранда. По длинным сторонам каркасной комнаты было три прямоугольных окна. Модель башни восходит к башням часовни начала XIX века. В книге Лаатоки «Мантси» датой строительства часовни указан 1807 год.
12 сентября 1909 года сельсовет Тёмпяйнен провел деревенское собрание, которое созвал староста часовни Степан Вайнио. Церковный священник Никитинский потребовал у часовни средства на ремонт церкви. Жители деревни единогласно отказались отдать средства и решили отремонтировать свою часовни самостоятельно. Башня часовни находилась в таком плохом состоянии, что невозможно было даже поднять новые колокола часовни. Кроме того, пришлось полностью отремонтировать крышу и пол. Жители села обратились к викарию Никитинскому и заявили о необходимости отремонтировать часовню. Однако настоятель отверг эту идею и потребовал деньги на ремонт церкви. «Острову не нужен часовня, когда есть церковь». Жители села обратились в Духовную консисторию и попросили разрешения отремонтировать часовню и составить списки волонтеров. В январе 1910 года жители деревни также направили прошение архиепископу о восстановлении своей часовни. Наконец, в 1912 году часовню удалось отремонтировать. Ремонт обошелся в 2400 финских марок и был проведен за счет средств, собранных среди жителей деревни, и собственных средств часовни.
Старая восьмиугольная башня и притвор были снесены, а в западном конце часовни была построена новая колокольня с квадратным основанием и колокольней с шатровой крышей, со звуковыми отверстиями по бокам, которые можно было закрыть люками. Стены башни были обшиты вертикальными досками. Карниз крыши башни был окружен декоративной доской с узором из яичных палочек. Новый зал с закрытыми стенами был уже внутреннего помещения и немного ниже. Стены внутренней комнаты были обшиты вертикальными досками, как и торцевой треугольник вестибюля. В противоположный коридор был обшит горизонтальными досками. Каменное основание также было заколочено. Над наружной дверью было сделано небольшое квадратное световое окошко. Перед дверью были бетонные ступеньки. Окна были Т-образными. Двускатная крыша была обновлена. Декоративные доски с узором из яичных палочек, по-видимому, уже были в старой часовне. Их только что обновили. Этот декоративный мотив также восходит к периоду конца XVIII – начала XIX веков.
Фотографии показывают, что основная часть старой, первоначальной молитвенной комнаты включала церковный зал и вестибюль башни, которые были одинаковой ширины и едины и построены, вероятно, в одно и то же время, в 1807 году. Часовня, вероятно, была отремонтирована после середины XIX века, о чем свидетельствуют большие прямоугольные окна. В начале XIX века окна обычно были еще небольшими. В том же контексте часовня могла быть обшита. Окна часто меняли и меняли обшивку вместе. Открытая крыша внешней двери, возможно, относится к тому же периоду. В документах Закона о военных репарациях указывается срок строительства, т.е. 1880-е годы как период обновления часовни.
В жертвенной роще рядом с часовней находилось место для хранения жертвенного мяса для пиршеств в виде жертвоприношений клети. Это простое бревенчатое здание с двускатной крышей изначально было «древней» часовни «Issukan», посвященной когда-то памяти святого Андрея Первозванного. По сути, квадратная часовня была построена на бревенчатом срубе, настолько высоком, что входная дверь располагалась почти посередине западной стены. Дверной проем был прямоугольным, отдельной дверной коробки не было. Этот тип строительства был очень распространён и долгоживущим на севере России. Двускатная крыша из досок была украшена ветровыми досками, торцами профилированных досок и коньковым желобом. Однако сохранившиеся фотографии настолько нечетки, что точнее определить их форму и убранство невозможно. Прямые внешние стены были полностью заколочены по вертикали, поэтому более точное определение стен невозможно. Вместо этого нижний бревенчатый сруб, должно быть, был обновлен после середины XIX века, так как он был приклепан к короткому углу, а бревна были выточены гладко. На фотографии 1906 года видна явная диспропорция между аккуратным юревенчатым срубом и довольно плохим состоянием крыши. Так что возраст часовни Святого Андрея Иссука нельзя определить по внешности. Изначально часовня, возможно, была больше.
Кладбищенская часовня 1906 г.
Ворота кладбища 1906 г.
Карта с расположением часовни в деревне Тёмпяйнен
Ильин день
В православной Карелии день Ильи отмечают как праздники местных святых покровителей, или «праасниекку». Службы праздника Праасниекка обычно представляют собой всенощное бдение и литургию , совершается также малое водоосвящение . Кроме того, в связи с праасниеком часто организуются различные мероприятия. Празднование включает посещение деревенского кладбища и часовни- tsasouna, которую Кустаа Вилкуна интерпретировал как потомка древнего жертвенного ограждения.
В Финской Карелии (Raja-Karjala) было принято приносить в жертву быка и барана либо в Ильин, либо в Петров день. Целью жертвоприношений была защита скота от диких зверей и другого ущерба. Самыми известными из этих жертвенных праздников являются жертвоприношение быка Мансинсаари и жертвоприношение барана Лункулансаари, расположенные на северо-восточном берегу Ладоги.
На Мансинсаари быка забивали в день Ильи, 1 августа, если этот день был воскресеньем. В противном случае в первое воскресенье после Ильиного дня. Быка зарезали, его мясо варили и ели в качестве жертвенной еды в еловом лесу возле небольшой молитвенного помещения.
Деревенские «жертвенные в клети» связаны с часовней Тёмпяйнена. По-видимому, со времен Иссука часовни на кладбище в день клетки (день клети -праасниекка 20 июля) приносили в жертву «клетки» быков. Мясо из принесенной в жертву клетки готовили на кладбище или на соседнем пляже, и люди собирались на ритуальную трапезу. В память об умерших селянах также приносилось в жертву мясо. Остальное мясо жертвовалось в часовню. День клетки, по-видимому, восходит к языческим временам и отмечался каждый год в честь созревания зерна. Когда народ обратился в христианство, святой Илья (пророк Илия) стал защитником зерна Карелии, зерновым богом, который выражал свою волю через гром и молнию: «Гром Ильи заставляет расти доброе зерно, а молния Ильи делает добрую лопату для них. «, «чем больше грома у Ильи, тем больше зерна в амбарах осенью», «У Ильи безгромовая неделя останется пустой».
Защитника скота святителя Илью вспоминали еще до пересчета коров в коровнике в Юрьев день. Утром хозяйка собирала колокольчики своего скота, обходила свой сарай по часовой стрелке, гремя ими, останавливалась на каждом углу, косила глазами и молилась всем богам: святому Илье, святому Георгию, святому Власию и Сергию и Герману Валаамским, произнося при этом заклинание:
Pyhä llja syöttäij, Pyhä Jyrri syöttäij. pane hurttas kiini rautazil ratsakzil, vaskizil vitsaksil teräksizil seibähil. Katšoikkua i vardioikku näidy nälidy ziivattarukkii tämän kezän aigah… Святой Илья кормилец Святой Георгий кормилец прогоните хвори от железных коней, медных кнутов и стальных мечей. Смотрите и храните От хвори и голода В течении всего лета
Согласно фольклору, жертвой на день Ильянпяйва изначально был белый олень, которого Илья каждый год отправлял в деревню Темпяйнен. Олень переплыл пролив Ладоги и давался деревенскому старейшине на убой. Однажды летом не было слышно даже оленей, но разразилась ужасная буря. Люди были в ужасе, пока решение не было найдено: из деревни Оритселкя привезли трехлетнего быка к клети, которого затем зарезали традиционным способом для жертвенного пиршества. Во время ритуала буря утихла, и со стороны Ладоги к берегу подплыл белый олень. Олень подошел к месту бойни, понюхал запертое в клети мясо и, кивнув головой, вернулся на берег и исчез в Ладоге. После этого белого оленя больше никогда не видели. Деревенские старейшины истолковали, что святой Илья удовлетворился приношением быка и общим решением объявили народу, что отныне в жертвы святилища Тёмпяйнен будут приниматься трёхлетние быки для празднования Ильянпяйва пиршества. Если скот был поврежден, если на коров напал медведь или волк или доярку поразила болезнь, хозяйка просила помощи у святого Ильи и обещала вырастить для нее первенца-бычка как жертвенного быка. Таким образом, быки к жертвенному забою всегда были гарантированы. День клетки постепенно превратился в большой фольклорный праздник, куда съезжались люди из многих деревень Салми. Готовились к скачкам, которые всегда проходили после праздничной трапезы. У некоторых седло деревянное, а у других просто «тряпичное».
Православная церковь же негативно отнеслась к такому поклонению «идолам». Духовенство прихода начало решительно бороться против торжеств с конца 1880-х годов. Впервые жертвоприношения клети были запрещены уже в 1858 году. Однако прихожане твердо держались своей старой традиции. Результатом стал раскол между духовенством и прихожанами. Однако постепенно, с наступлением XX века, клеточные жертвоприношения превратились в Ильянпяйвян Праасдникка, где христианское содержание вышло на первый план. Праздник пиршества как день клети в последний раз отмечался в 1892 году, после чего праздник стал Ильянпяйва.
Священник Левонтий (Леонид Стефанов 1886—1890) запретил это, а пришедший за ним отец Йохор (Георгий Певцов 1890—1903) произнес в церкви громовую речь, ругая жителей острова за служение идолу и угрожая уничтожить всю часовню, если люди с клетями не остановятся.
Духовенство начало проводить службы в часовне. Животных по-прежнему передавали в дар часовне, но теперь племенных быков продавали на аукционе. Доход от продаж жертвовался в фонд часовни. Последний племенной бык был подарен Святому Илье в 1912 году.
Празднование Дня клетки очень похоже на праасниек Дня бревна в селе Лункула Салми, который отмечался 4 июля- день памяти Андрея Первозванного
Возраст жертвенного кладбища восходит как минимум к началу XVII века. Вокруг кладбища был построен каменный забор. Участок располагался в красивом природном месте, на берегу озера.
Источник: Timo Lehtonen: Karjalan kadonneet kirkot ja tsasounat ISBN 978-952-94-5557-7
T. E. Haarane: Kirjoittanut ja kuvannutn в Suomen Kuvalehti № 29 за 1951 год
Сарай для хранения мяса жертвенных быков 1906 г.
Ильин день в Тёмпайсе на Мансинсаари 1930-е
Деревенская дорога Тёмпяйнен- здесь проводились скачки
Часовня Пелтойнен
В деревне Пелтойнен на Мансинсаари также была частная часовня. Часовня Сидари, находившаяся во дворе Федора Стюкина-Сидорова. Часовня была очень маленькой, ее размеры составляли всего 2 х 3 метра. Стены были сделаны из бревен. Концы досок крыши были резные. Посредине двускатной крыши располагались луковица и крест.
Эта часовня была посвящена памяти святителя Николая и построена в 1850 году. По традиции, мужчины семьи Сидоровых построили свою часовню в знак благодарности за спасение от морской катастрофы.
1930-е
Карта с расположением часовни в деревне Пелтойнен
Заклинание купания ребенка с Мантсинсаари
A Hospodi Iisus Kristos! Anna Oigie Hengie oigie miäry minun sanoin sanottuu, minun käzien käydyy. Kus Tšakko tulit, sinne Tšakko mene. Izändilles ildazekse, emändilles murginakse läbi augieloin aholoin, lagieloin peldoloin. Sie sinul roih piättömiä kalua, luuttomua lihua Anna nämmien sanoin sanottuu, tämän kylyn kylvettyy, Oigie Hengie oigie miäry. Kotkoil on kovat kobrat, minun kobrat vie kovembat! A Hospodi Iisus Kristos! -- -- О Господи Иисусе Христе! Дай Святого Духа нужное количество После того, как я сказал, после того, как мои руки помыты. Откуда ты взялся от Зла, туда иди Зло! Хозяевам на ужин, хозяйкам на обед, По полям, по полям. Вот тебе рыба без головы, мясо без костей. После того, как эти слова были сказаны, После того, как эта деревня засеяна, Дай Святого Духа нужное количество У орла крепкие когти, У меня когти еще крепче! О Господи Иисусе Христе!
Заклинание для купания было записано Катей Пейпонен от ее бабушки Анастасии Пейпонен (1895-1993). Заклинание чаще использовалось на Мантсинсаари. Его можно найти, среди прочего, в книге «Laatokan Mantsi» на странице 86, как однажды рассказала Матрена Тёрдь, вспомнила Клаудия Роухола и записала Аня Роухола.
Молитва с Мантсинсаари
Vieruiten Jumalua, Jumalan poigua, poslennoidu pokojennua. Piästa Spuassu tules, tervas, vesnois muokas, srasnois suuvos, elävis matolois, raudunokis lindulois, alimases tilas. Верую в Бога, Сына Божия, во второе пришествие Христа. Избавь Спаситель от огня, дегтя, от последней боли, от страшного суда, от живого червя, от птиц железных, во веки веков.
…
С этими словами молилась Евдокия Васильевна Фали (1874 г.) -1927), чья семья ежедневно молилась на коленях перед ее домашней иконой, жила в деревне Сауккастен. Младшая дочь Евдокии, Ольга Хуовинен (род. 1918), которая в детстве молилась рядом с матерью, запомнила эту молитву.
Фотографии острова 1900-х и 1910х
Поделиться:
- Отправить ссылку в ВКонтакте (Opens in new window)
- Поделитесь в Twitter (Opens in new window)
- Click to share on Google+ (Opens in new window)
- Больше
- Отправить ссылку в Одноклассники (Opens in new window)
- Отправить ссылку в Мой Мир (Opens in new window)
- Click to share on Tumblr (Opens in new window)
- Нажмите, чтобы распечатать (Opens in new window)
- Click to share on Pinterest (Opens in new window)
- Поделитесь в Reddit (Opens in new window)
- Поделиться в Press This! (Opens in new window)