Историческая справка
(На снимках изображена Преображенская церковь в Мустамяки /1913 г./)
В 1913 году на средства дачевладельцев и дачников, проживающих на ст. Мустамяки (ныне ст. Горьковское) Финляндской ж. д ., была построена деревянная Спасо-Преображенская церковь. Местный дачевладелец Николай Павлович Петров с супругой пожертвовали под строительство храма 1 200 квадр . саженей (2 500 кв. м.) земли. Проект и смета были сделаны архитектором Г. Г. Волковым безвозмездно. Храм площадью 229 кв. м. был построен очень быстро, в течение 2-х строительных сезонов.
Строительство было завершено к 300-летию Дома Романовых. Известно, что строительство и обустройство храма обошлось в 22 000 руб. 8 колоколов, украшавших храм, были отлиты в России на заводе Оловянишникова. Их вес был 999, 513, 255, 129, 58, 34, 23 и 9 кг. Освящен Мустамякский храм был 21 июля/3 августа 1913 года Владыкой Сергием ( Страгородским ) архиепископом Финляндским и Выборгским совместно с большим количеством духовенства, в числе которых был протоиерей Философ Орнатский , ныне прославленный в лике священномучеников . Спасо-Преображенская церковь находилась недалеко от вокзала, вблизи от железной дороги и пользовалась любовью у железнодорожников.
Церковь Преображения Господня в Мустамяки в день освящения, 1913 г.
Финляндская газета 05.02.1916
Финляндская газета №184 08.09.1916
Предположительно до революции 1917 года приход был самостоятельным, в 1920—1924 годах он стал объединенным приходом Мустамяки — Уусикиркко , а с 1930 года стал приписным к приходу Уусикиркко (ныне Поляны). До 13 апреля 1914 года в храме служил сверх штатный священник Линтуловского монастыря Иоанн Егоров. В 1915 году в церкви служил священник Петр Шмарин (позднее Уар, епископ Липецский), проживавший в Мустамяках .
Просветительское служение священника Петра Шмарина в приладожской пограничной Карелии, 1910-1918 г.
Остров Мантсинсаари времен священника Петра Шмарина (сщмч. Уара Липецкого)
Большой период жизни Мустамякской церкви связан с военным священником Михаилом Орфинским . Родился он в 1873 году в Петрозаводске. Герой Первой Мировой войны, награжден за храбрость золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте, контужен. После войны приезжает в Выборг, а затем назначается священником к церкви у станции Мустамяки . В 1926 году протоиерей Михаил Орфинский назначается настоятелем Териокского храма. В 1939 году эвакуируется с приходом в Ярвенпляя , где и умер в 1947 году.
Aamun Koitto №7 05.04.1923
На Пасху в этом году я счел целесообразным наградить следующих людей за их деятельность для Св. Церкви.<…>
Пастерский посох М. Орфинскому, исполняющего обязанности священника церкви Мустамяки прихода Ууденкирко, и преподобному М. Лисовскому Хельсинкского прихода .<…>
Архиепископ Серафим.
Aamun koitto 7.05.1925
Церковный суд 1 и 2 июля рассмотрел 10 дел против священников, совершивших в этом году Страстную седмицу и пасхальные службы по юлианскому, а не по григорианскому календарю. Виновные в нарушении действующих указов и распоряжений архиерея и церковного правления были приговорены к отстранению от должности и лишению жалованья за разные периоды времени, а именно. преподобный Н. Васильев на 4 месяца, преподобный Г. Светловский на 3 месяца, пастыри Е. Шилов, П. Богомолов, А. Порошецкий, Н. Щукин, преподобный Н. Скипетров, пас. Орфинскому 2 месяца. П. Уствольгского на 1 мес. Диакон Цветков получил публичное предупреждение. Дело против Г. Сиротина отложено до 3 сентября для дальнейшего рассмотрения. Решение церковного суда может быть пересмотрено Верховным церковным судом согласно указу.
Helsingin sanomat 29.05.1925
Греко-католическое* церковное управление преследует церковников, отпраздновавшие прошлую Пасху по старому стилю. Как известно, прошлая Пасха отмечалась по старому стилю в результате агитации, проводимой во многих греко-католических монастырях и приходах нашей страны, несмотря на то, что финская греко-католическая конфессия уже давно перешла на новый календарь некоторое время назад. В результате этого скандала правительство Греко-католической церкви решило привлечь виновных к ответственности в церковном суде в июле следующего года.
Ответчиками выступят управления монастырей Валаамского, Коневца и Линтуловского, которым будут предъявлены иски на указанном заседании. Подданные Финляндии: дьяконы Н. Васильев из Хельсинки и П. Петровский из Сорвали и пастор П. Уствольгский из Выборга и русские подданные, дьяконы Гр. Светловский из Терийоки, В. Скипетров из Уудельтакирки, М. Орфинский из Мустамяки. Цветков из Куоккала и А. Порошецкий из Кюрёля, а также пасторы Е. Шилов из Райволы, П. Богомолов из Каукярви, Г. Сиротин из Кангаспело в Кююрёля и Н. Щукин из Перкярви.
* православная церковь называется греко-католической в финской печати, документах и литературе
Утренняя заря №6 01.06.1929
Утренняя заря №7 8.01.07.1936
В дальнейшем в Преображенской церкви служили разные священники из Уусикирского прихода. Церковь сгорела во время Великой Отечественной Войны.
Утренняя заря 01.11.1928
Утренняя заря 01.07.1936
Aamun Koitto №3 20.01.1939
Управленцы по недвижимости. Исполнять обязанности старосты церкви Мустамяки до конца 1941 года было поручено домовладельцу В. Лобанову.
https://rutube.ru/video/ebfb65e70f07a36a6fcecc0d640f7039/
В храме состоялась презентация книги «ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ ПОСЕЛКА ЯКОВЛЕВО (МУСТАМЯКИ) ЖИТИЕ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА УАРА (ШМАРИНА), ЕПИСКОПА ЛИПЕЦКОГО». Автор-составитель Трохова Ирина Владимировна. В книге использованы фотографии начала XX века из Центрального Государственного архива кинофотофондодокументов (ЦГАКФФД), а также современные фотографии Владимира Трохова.
За книгой обращаться в церковную лавку храма или к настоятелю