1915
Петр Шмарин перестает редактировать Карельские известия, газетой полностью занимается Карельское братство.
Ещё в декабрьском Гельсингфоргском приходском листке 16.12.1914 в рекламе Петр Шмарин числится редактором-издателем. В январском Н. Варфоломеев
Vuoden 1915 alusta Karelskija Isvestija joutui Karjalan veljeskunnan välittömään hoitoon. Sitä varten saatiin mainituksi vuodeksi 5.120 markan suuruinen avustus Venäjän ministerineuvostolta. Toimituspaikaksi tuli Viipuri. Lehti ilmestyi kaksi kertaa kuukaudessa. Sen toimittajaksi otettiin Viipurin opettajaseminaarin uskonnon opettaja N. Varfolomejev. Tammik. 9 p. 1915 esiteltiin veljeskunnan neuvoston kokouksessa synodin päätös, jonka mukaan neuvosto sai oikeuden julkaista Karelskija Isvestijaa »hiippakunnan julkaisuna». Lehteä voitiin siitä lähtien pitää arkkipiispan ja hengellisen konsistorin virallisena äänenkannattajana.
С начала 1915 года «Карельские известия» перешли под непосредственное попечение Карельского братства. На эти цели от Совета министров России была получена годовая субсидия в размере 5120 марок. Местом издания был выбран Выборг. Журнал выходил два раза в месяц. Редактором был назначен законоучитель Выборгской учительской семинарии Н. Варфоломеев. 9 января 1915 года на заседании Совета братства было представлено синодальное постановление, согласно которому Совету предоставлялось право издавать «Карельские известия» как «епархиальное издание». С этого момента журнал можно было считать официальным рупором архиепископа и Духовной консистории.
Taistelua Karjalasta piirteitä venäläistämistyöstä Raja Karjalassa tsaarinvallan aikoina
K.Merikoski 1939
Битва за Карелию: Особенности русификации в Пограничной Карелии в царское время
К. Мерикоски 1939
Петр Шмарин в списке жертвователей. Финляндская газета №10 27.01.1915
Петр Шмарин и учитель Георг Бертта занимаются выделением острова Мантсинсаари в отдельную от Салми общину. Финляндская газета № 21 09.02.1915
Церковь обокрали. Финляндская газета №181 05.09.1915
Продолжение вопроса отделения общины. Притеснение родителей учащихся в русских школах. Статья Петра Шмарина в Финляндской газете №247 02.12.1915 и №256 14.12.1915
Больной вопросъ.
Это вопросъ о выдѣленіи острова Манчинсаари въ отдѣльную отъ Салминской : общину. Много разъ о немъ уже писалось на страницахъ мѣстныхъ русскихъ органовъ, но писалось на основаніи статей изъ финскихъ газетъ, которыя не только невѣрно освѣщали этотъ больной вопросъ, но по политическимъ соображеніямъ, о чемъ рѣчь подробно будетъ впереди, сознательно извращали его.
Въ этомъ направленіи особенно усердствовала и изощрялась сердобольская газета (воспріемница закрытой по военному времени за свою ярую ненависть ко всему русскому газеты «Laatokka») «Sortavalan Sanomat». Вопрос о выдѣленіи Манчинсаари не новый. Въ виду исключительнаго островного поло- женія, манчинсаарцы фактически лишены бывають возможности вліять въ же лательномъ для себя смыслѣ на теченіе общинныхъ дѣлъ. Общинныя собранія Въ Салмѣ назначаются, большею частью, весною или осенью, когда островитяне, даже при желаніи, туда попасть не могутъ, а если нѣкоторые храбрецы, съ большимъ трудомъ и рискомъ для жизни, на собранія и пробираются, то, конечно, повлиять на теченіе дѣлъ и отстоять свои интересы тамъ не могутъ. Отсюда — вѣчная неудовлетворенность и постоянныя жалобы манчинсаарцевъ по начальству «на несправедливости» и «притѣсненія» со стороны Салминской общины и Кунды. А этихъ «несправедливостей» и «притѣсненій» творится тамъ дѣйствительно много. Такъ, пользуясь тѣмъ, что манчинсаарцы лишены возможности, по изложеннымъ выше причинамъ, бывать на общинныхъ собраніяхъ, салминскіе «заправилы» избираютъ изъ среды манчинсаарцевъ, напр., для раскладки и наложенія подоходныхъ податныхъ единицъ, не лучшихъ лицъ, пользующихся довѣріемъ мѣстнаго населенія, а своихъ друзей — финномановъ». Послѣдніе, дабы угодить своимъ салминскимъ избирателямъ, Коллервамъ, Хернбергамъ и К°, настолько усердствуютъ въ этомъ дѣлѣ, что, напр., бывали случаи, когда они прибавляли нѣсколько äyrit — податныхъ единицъ, тѣмъ изъ мужичковъ, которые посылають своихъ дѣтей въ русскія школы, а не финскія. То же бываетъ и съ распредѣленіемъ общиннаго пособія бѣднымъ. Всю общинную «дѣятельность» въ Салмѣ въ отношеніи Манчинсаари можно охарактеризовать такъ: «политика и притѣсненія, притѣсненія и политика». Все это давно уже создало заколдованный кругъ, изъ котораго нѣтъ выхода. Что хотять салминскіе «herrat», то и дѣлають. Другой примѣръ, Финская школа въ дер. Пелдожи, на Манчинсаари, является одною изъ старѣйшихъ во всемъ Салминскомъ приходѣ. Школьное зданіе, съ небольшою помощью отъ финской казны, было построено иключительно средствами манчинсаарцевъ и до сихъ поръ на ихъ же средства ремонтируется и содержится. Приблизительно съ 1884 года — времени своего открытія, — и до 1905 года населеніе само управляло манчинсаарискимъ школьнымъ округомъ,- избирало предсѣдателя и членовъ Дирекцій, участвовало въ обсужденіи вопроса о потребномъ годовомъ бюджетѣ для этой и др. финскихъ школъ на островѣ и т. п… Но печальной памяти бывшему въ то время инспектору финскихъ школъ С-ву и всѣмъ мѣстнымъ салминскимъ «финноманамъ» такая «автономность» манчинсаарцевъ въ столь важномъ вопросѣ, какъ вопросъ школьный, была просто не переварима и эта «партія», не долго думая, взяла да и лишила манчинсаарцевъ этой, можно сказать, «исторической» здѣсь школь ной «автономій», передавши всѣ ея функціи Салминской Кундѣ. Господа финны большіе законники. По самому пустому поводу они любять, собрав- же шись, «проголосовать» и рѣшеніе потомъ непремѣнно записать въ протоколъ. Но въ данномъ случаѣ С-въ и К совершенно не считались съ формальностями и даже не спросили ман- от чинсаарцевъ, желаютъ-ли они поступиться своимъ правомъ или нѣтъ, а просто разъ и навсегда лишили ихъ за этого права да и баста… Я уже чувствую, что мнѣ сейчасъ-же многіе возразять: «Какъ же это такъ могло случиться? Почему-же манчинсаарцы тогда не протестовали? А если не протестовали, то, значить, сами и виноваты» и т. н. Вопросы эти вполнѣ умѣстны, но что могуть подѣлать темные крестьяне, плохо объединенные, въ большинствѣ своемъ, съ организованной партіей мѣстныхъ финномановъ. Кто больше изъ крестьянъ протестовалъ, того со всѣхъ сторонъ «жали» и «смиряли»… Много-ли найдется при такихъ условіяхъ храбрецовъ «добиваться истины и справедливости»…
эта
Въ виду такихъ крайне ненормальныхъ условій общественной жизни на Манчинсаари, уже давно зародилась среди манчинсаарцевъ мысль о совершенномъ выдѣленіи изъ Салмы въ отдѣльную островную общину. Мысль была сначала робкая, хотя прекрасная и манящая. Пугала, главнымъ образомъ, матеріальная сторона, въ виду малочисленности населенія. Но громаднѣйшіе общинные налоги, уплачиваемые населеніемъ ежегодно въ Салму на совершенно чуждыя и не нужныя для манчинсаарцевъ нужды съ одной стороны и бывшіе примѣры выдѣленія въ Финляндіи изъ большихъ приходовъ въ отдѣльныя общины нѣкоторыхъ деревень съ гораздо меньшимъ количествомъ населенія — съ другой (на Манчинсаари въ настоящее время проживаеть до 1700 человѣкъ обоего пола) — не давали возможности отказаться отъ крайне заманчивой мысли.
17-го января 1915 года на Манчинсаари состоялось очень многолюдное окружное собраніе мѣстныхъ жителей. Вопрось о выдѣленіи былъ рѣшенъ единогласно, и протоколъ объ этомъ, подписанный 105-ю лицами, былъ направлень г. Выборгскому Губернатору. Г-н Губернаторъ тоже не заставил долго ожидать: своимъ рѣшеніемъ отъ 5-го марта н. ст. сего года, за No 803, онъ разъяснилъ жителямъ острова Манчинсаари, что они, имѣя свой церковный приходъ и свою отдѣльную территорію, на основаніи § 1 Высочайшаго Постановленія о сельскомъ общинномъ управленіи въ Финляндіи 15-го іюня 1898 r., уже составляютъ изъ себя гражданскую отдѣльную общину. Упомянутый § 1 буквально гласить слѣдующее: «Каждый сельскій приходъ со своею территорією составляетъ отдѣльную общину, членамъ которой предоставляется завѣдывать, согласно сему постановленію и въ установленныхъ закономъ предѣлахъ, своими общими дѣлами, къ порядку и хозяйству отно- сящимися, поскольку таковыя, по дѣй- ствующимъ законоположеніямъ, не входятъ въ кругъ вѣдѣнія правительственныхъ учрежденій».
Св. П. Ш-нъ.
(Окончаніе слѣдуетъ).
Больной вопросъ.
(Окончаніе, см. No 247 «Ф. Г.»).
Казалось-бы, что упомянутымъ разъясненіемъ закона со стороны Выборгскаго Губернатора вопрось окончательно и безповоротно рѣшенъ въ благопріятномъ для манчинсаарцевъ смыслѣ. Но русская пословица: «Жалуетъ царь, да не жалуетъ псарь», кажется, имѣетъ свой смыслъ и приложеніе въ особенности въ Финляндіи. Когда манчинсаарцы довели до свѣдѣнія заправилъ Салминской общины о рѣшеніи Губернатора о томъ, что они сами, составляя изъ себя стдѣльный церковный приходъ и общину, могутъ завѣдывать своими дѣлами, то послѣдніе сначала этому не повѣрили. Пришлось имъ показать самую губернаторскую бумагу (рäätos). Тогда они стали придумывать всевозможныя причины для того, чтобы оттянуть какъ можно дольше раздѣлъ и разграниченіе общаго имущества, а потомъ и совсѣмъ «похерить» вопросъ выдѣленія Манчинсаари. «К чему вам выдѣляться въ отдѣльную общину», говорилъ наставительно пишущему эти строки предсѣдатель Сал—й об— щины, учитель финской школы М-въ: «вѣдь вамъ трудно будетъ содержать у себя отдѣльныхъ общинныхъ властей, да и самый раздѣлъ между нами и вами потребуетъ составленія комиссіи, членамъ которой нужно будеть платить… Комиссія эта можетъ поработать года два (?), а что толку? — только излишніе расходы» и т. п. Однако, мнѣ въ то время удалось ему доказать, что комиссія по разделу можеть, вмѣсто двухъ лѣтъ, учинить раздѣлъ имущества въ двухнедѣльный срокъ, такъ какъ манчинсаарцы согласны даже взять на себя уплату пропорціональной части общинныхъ долговъ (каковыхъ на Салминской Кундѣ по одной только школьной статьѣ числится, будто-бы, до 75 тысячъ мар.), лишь-бы только скорѣе распутаться сь Салмой… Но туть началась газетная кампанія противъ выдѣленія островитянъ, когда на всѣ лады доказывалось, что манчинсаарцы- де выдѣляться въ отдѣльную общину вовсе не хотятъ, но объ этомъ хлопочеть мѣстный священникъ и учитель Г. Бертта, которые, яко-бы, хотятъ совершенно закрыть (?) финскія школы на островѣ. Мало того, будто и само собраніе манчинсаарцевъ 17-го января 1915 г. было совсѣмъ не законно, такъ какъ вопрос о выдѣленіи рѣшенъ былъ помимо. Салминской общины и т. п… Когда манчинсаарцы потребовали у общинныхъ властей, чтобы на первомъ-же общинномъ собраніи былъ поставленъ вопрось объ избраній комиссіи для окончательнаго раздѣла общаго имущества, то, хотя вопрось и былъ поставленъ, но разрѣшеніе получилъ совершенно неожиданное: Община восприняла газетную точку зрѣнія и признала, что Манчинсаарское окружное собраніе 17-го января 1915 г. было незаконное, такъ-какъ состоялось независимо отъ Салминской общины.
Къ сожалѣнію, и на этомъ общинномъ собраніи почти никого изъ манчинсаарцевъ не было, такъ какъ, будучи моряками, лѣтомъ они — кто на судахъ, кто на отхожихъ промыслахъ, кто на продолжительной рыбной ловлѣ и т. п. Такимъ образомъ, Салминская община предвосхитила себѣ роль истолковательницы закона даже для г. Губернатора: послѣдній призналъ упомянутое собраніе манчинсаарцевъ законнымъ и своимъ разъясненіемъ общиннаго закона (§ 1) рѣшилъ вопросъ для нихъ въ благопріятномъ смыслѣ, а Салминская община стала совершенно на противоположную точку зрѣнія и своимъ протокольнымъ постановленіемъ 9-го іюля 1915 г. все дѣло снова привела къ нулю. И бѣдные манчинсаарцы опять упали духомъ, опять очутились въ заколдованномъ кругу, изъ котораго, навѣрное, имъ еще очень долго, а можетъ быть и никогда, не выбраться на просторъ. Если ужъ Салминская община не признаеть и не перерѣшаетъ губернаторскія рѣшенія, то можно себѣ представить, какой дѣйствительно про- изволь и насилія творились и творятся ею въ отношеніи Манчинсгари. Однако, слышно, островитяне скоро еще разъ хотять попытать счастья — просить Выборгскаго Губернатора, чтобы онъ принудиль Салминскую общину имѣющимися въ его распоряженіи законными средствами принять къ обсужденію, въ извѣстный срокъ, вопросъ не о выдѣленіи Манчинсаари въ отдѣльную общину, каковой вопросъ принципіально уже рѣшень, а о раздѣлѣ и разграниченіи имѣющагося между Салмой и Манчинсаари общаго ихъ имущества.
Св. П. Ш-нъ.









